Родился в деревне Каланда (провинция Нижний Арагон) в центральной Испании в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе, где испытал первые сомнения в истинности религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма в пору духовного формирования в студенческой резиденции в Мадриде (1917-1924), где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и другими. Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера явилось для Бунюэля пребывание в Париже в середине 20-х годов, где он познакомился и солидаризировался с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве. Прокламируемая сюрреалистами эстетика шока нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и С. Дали в немом кинематографе - в ставшей с годами хрестоматийной ленте "Андалузский пес" (1928), построенной по методу автоматического письма. Еще больший скандал вызвала премьера их следующего фильма "Золотой век" (1930), отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и "кощунственными" ассоциациями с творчеством маркиза де Сада; вызвавший общественное замешательство фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный фильм "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932), демонстрировавший удручающую нищету этого крестьянского края. В годы Гражданской войны режиссер, решительно ставший на сторону республиканцев, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, участвует в создании антифашистских и антифранкистских лент (в частности, "Испанской земли", 1937, Й. Ивенса), работает во Франции, а с 1938 по 1946, пребывая в политической эмиграции, в США.
Детальная картинка:
Имя на английском: