Американский режиссер, сценарист, композитор. У него общие для поколения «бейби-бум» черты и пристрастия (раннее синефильство, съемка любительских фильмов, подражающих фантастическому кино 50-х годов, почти плавный и незаметный переход в профессиональный кинематограф — в возрасте 22-х лет получил «Оскар» за короткометражку «Воскрешение Бронко Билли» (The Resurrection of Broncho Billy), неразделимость работы и хобби). Но Карпентер так и остался в Голливуде «человеком со стороны», не желающим вписываться в большую киноиндустрию, как, например, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, в то же время не добившись отдельных коммерческих удач подобно Джо Данте, который иногда соглашается делать мультибюджетное кино на крупных студиях, в частности, обе серии «Гремлинов». Самый громкий успех Карпентера связан с лентой «Канун Дня всех святых» (Halloween, 1977), созданной на независимой студии. Но потрясающими являются не общие кассовые сборы (35 млн. долларов — не бог весть какая значительная сумма, особенно в сравнении с суперхитами), а размер чистой прибыли. Ведь эта страшная картина о маньяке-убийце, который сбежал из психбольницы и расправляется с жертвами во время Хэллоуина, обошлась всего лишь в 320 тыс. долларов. Закономерно, что она породила серию продолжений — во второй и третьей Карпентер сам выступил как продюсер, увеличив свой капитал, полученный с первой части. И все-таки он не воспользовался ситуацией, продолжая в качестве режиссера сотрудничать с независимыми компаниями — так сделаны «Туман» (The Fog, 1980), «Побег из Нью-Йорка» (Escape From New York, 1981), а позже «Князь тьмы» (Prince Of Darkness, 1987) и «Они живут» (They Live, 1988), даже по манере напоминающие малобюджетное фантастическое кино 50-х годов. Более дорогостоящие фильмы «Нечто» (The Thing, 1982), «Кристина» (Christine, 1983), «Человек со звезды» (Starman, 1984), «Большой переполох в маленьком Китае» (Big Trouble In Little China, 1986), «Исповедь невидимки» (Memoirs Of An Invisible Man, 1991) сняты при содействии «мейджоров», но каждый раз иных — «Фокса», «Коламбии», «Юниверсл», «Уорнер», как будто режиссер по очереди испытывает терпение главных студий Голливуда. Несговорчивый постановщик, с детства привыкший выступать в нескольких ипостасях на стадии кинопроизводства и делать все самостоятельно, в большинстве крупных проектов вынужден отказываться и от композиторской деятельности (кстати, отец Карпентера был учителем музыки), и даже от работы в качестве сценариста. Карпентер удовлетворяет свою страсть к сочинительству сюжетов и музыкальных тем в картинах других режиссеров — кроме продолжений «Кануна Дня всех Святых», еще можно назвать «Глаза Лоры Марс» (Eyes Of Laura Mars, 1978), «Филадельфийский эксперимент» (The Philadelphia Experiment, 1984), «Восход «Черной луны» (Black Moon Rising, 1986). В телефильме «Мешки для трупов» (Body Bags, 1993), снятом на пару с Тоубом Хупером, другим «маргиналом Голливуда», Карпентер появился и как актер в мрачно юмористической роли патологоанатома. Знаменательно, что Карпентер обрел новую поддержку в независимой компании «Нью Лайн Синема», поставив для нее еще один фильм ужасов «В пасти безумия» (In The Mouth Of Madness, 1995). И вслед за этим опять получил приглашение киногиганта «Парамаунт» для того, чтобы сделать мультибюджетное продолжение «Побега из Нью-Йорка» — теперь «Побег из Лос-Анджелеса» (Escape from L.A., 1996). Название звучит для Карпентера почти анекдотично. Не добившись ожидаемых суперкассовых сборов, он отшучивается, что следующей серией фантастического боевика о маргинале «Змее» Плискене станет «Побег с Земли». Сергей Кудрявцев
Детальная картинка:
Имя на английском:
John Howard Carpenter