Высокоскоростные поезда набирают все большую популярность.
Во второй половине 20-го века перед железнодорожным транспортом появляется сложная задача. Возникает вопрос, есть ли будущее для железных дорог, когда воздушный транспорт становится все более доступным и недорогим. Кажется, что у железнодорожного транспорта нет больших перспектив. В городах автомобили стали доступными для всех.
Для более далеких мест важную роль играли регулярные воздушные рейсы. Перемена произошла в 1964 году, когда 1 октября был введен в движение первый высокоскоростной поезд Синкансен между городами Токио и Осака. Он достиг скорости 200 км/ч, что для тех времен было чем-то феноменальным! Это было началом новой эры в мире поездов. После первоначального успеха последовали многоразовые модернизации поездов, чтобы позволить развить более высокую скорость.
Сегодня высокоскоростные линии проходят между городами Лондон и Париж-Ла-Манш, также Париж - страны средиземноморья. Такие страны, как Италия, Испания, Германия и многие другие в настоящее время модернизируют и удлиняют свои высокоскоростные линии. Похожая высокоскоростная железная дорога построена в России между Москвой и Санкт-Петербургом, в Китае - между Шанхаем и Ханчжоу, в США - между Бостоном и Вашингтоном. Между тем с развитием новых технологий увеличивается и скорость движения - от 200 км/ч в 1964 году до 581 км/ч в 2007 году. Такая скорость способствует успешной конкуренции с самолетами. Высокоскоростные поезда имеют огромное положительное воздействие на туризм, особенно во Франции и Японии, где функционируют самые быстрые поезда в мире.
Предполагается, что все крупные города в Европе будут связаны высокоскоростной линией.
Сегодня наиболее известными являются французские поезда TGV и японские Shinkansen (Синкансен). Эти две страны поддерживают долгие годы бесспорное лидерство в этой области. Французские поддерживают более высокую среднюю скорость, а японским принадлежит мировой рекорд 581 км/ч на прямой путь. Эти поезда не имеют колес - они передвигаются на магнитной ленте, а трасса, по которой проходят поезда имеет высокую охраняемость, поскольку сверхвысокая скорость может быть опасной для находящихся вблизи людей или животных.
Несмотря на аэродинамическую форму этих поездов, скорость создает очень большое трение с воздухом и таким образом перевозное средство нагревается. Поэтому, когда высокоскоростной поезд останавливается, его корпус обливается водой, как это делается на самолетах.