Прошедший год в российском кино увенчался триумфами, был омрачен скандалами, добавил еще один международный фестиваль и в очередной раз показал убыточность отечественного фильмопроизводства. Firstnews отметил важнейшие тенденции кинематографа в 2011-ом.
Системный кризис отечественного кинематографа – процесс далеко не новый и совсем не эксклюзивный. Кто во всем виноват и возможно ли что-нибудь сделать, давно стало притчей во языцех российских кинодеятелей и любимейшей темой для обсуждения во время фестивалей, форумов и прочих киносборищ.
2011 год не стал переломным в этой выстоявшей в 1990-е и укрепившейся в "нулевые" парадигме. Хотя на некоторых любопытных частностях стоит остановиться.
Начался год вполне удачно – с отбора в 25-летие аварии на Чернобыльской АЭС картины Александра Миндадзе "В субботу" об этом событии (хотя и совсем не о нем) в основной конкурс Берлинского кинофестиваля.
Впрочем, жюри под предводительством актрисы Изабеллы Росселини фильм про пир во время чумы не оценило. Прошлогодний триумф "Как я провел этим летом" (во многом вызванное председательством Вернера Херцога в составе судей) повторить не удалось.
Основная программа Канна этого года и вовсе обошлась без российских картин. Зато в параллельном "Особом взгляде" прошли мировые премьеры "Елены" Андрея Звягинцева и "Охотника" Бакура Бакурадзе.
Снявший неожиданную для его прежней стилистики психологическую драму (с подспудным отражением чуть ли не всех главных проблем и процессов российского общества) Звягинцев не прогадал. Картина была отмечена специальным призом жюри в Канне и продолжает собирать награды на менее известных международных фестивалях.
В главном отечественном киносмотре года – фестивале "Кинотавр" в Сочи – фильмом года жюри под предводительством Александра Миндадзе, видимо поддавшись ностальгическим настроениям, назвало картину Олега Флянгольца "Безразличие".
Снятый почти полностью в далеком 1989 году фильм-признание в любви к "новой волне" (при этом, скорее, в ее отечественном варианте) стал актерским дебютом тогда еще обладателя пышной шевелюры Федора Бондарчука. Можно сколько угодно ерничать по поводу того, что у ФСБ (Федора Сергеевича Бондарчука) появилась своя "Я шагаю по Москве", но картине конца 1980-х удалось предугадать приемы (да и темы) всего последующего кинематографа.
Ностальгией к отечественному воплощению "новой волны" отчасти был проникнут и новый международный фестиваль, затеянный в Северной столице – Петербургский кинофорум. Ставший ежегодным, конкурс чествовал в этом году классика, Марлена Хуциева.
Главный триумф российского кино этого года также связан с фестивалями "категории А". Режиссер Александр Сокуров получил за фильм "Фауст" Золотого льва - главный приз Венецианского кинофестиваля. Несмотря на успех картины, организация ее проката в России проходила сложно. "Фауст" все-таки можно будет увидеть в отечественных кинотеатрах с 9 февраля.
Самые громкие скандалы российского кино этого года также отчасти связаны с именем Александра Сокурова. Так, вместо его картины "Фауст" или, например, "Елены" Андрея Звягинцева претендовать от России на премию Американской киноакадемии - "Оскар" - отправили фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Цитадель".
С таким решением был категорически не согласен глава "оскаровского" комитета России режиссер Владимир Меньшов – обладатель заветной статуэтки за фильм "Москва слезам не верит". Он же поднял вопрос о многочисленных проблемах в работе комитета.
Но разговоры пока так и остались разговорами, а "Утомленные солнцем-2. Цитадель" поехал представлять Россию, обойдясь без подписи Меньшова на протоколе решения.
Александр Сокуров вместе с Алексеем Германом стали инициаторами еще одного громкого скандала этого года - вокруг судьбы старейшей киностудии "Ленфильм". Киноклассики распространили открытое обращение к премьер-министру Владимиру Путину, в котором просили спасти киностудию.
По данным режиссеров, 75% акций государство собиралось продать ЗАО "Всемирные русские студии" ("ВРС"), входящему в корпорацию АФК "Система" Владимира Евтушенкова.
В середине октября главе общественного совета при киностудии Александру Сокурову удалось встретиться с премьер-министром для обсуждения проблем "Ленфильма".
В ноябре недавно назначенный новый председатель совета директоров "Ленфильма" Эдуард Пичугин сообщал, что решение судьбы киностудии отложено на 5-6 месяцев. За это время планируется создание "разработанной концепции, которая учтет все интересы".
Вариантов у "Ленфильма" как минимум четыре: приватизация, государственно-частное партнерство, передача в собственность Петербурга или сохранение путем дотаций из федерального бюджета.
Как сообщил Firstnews вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, город свой вариант бизнес-плана с передачей в его собственность из ведения Росимущества уже составил и 20 декабря должен был передать его правительству.
Какой российский фильм можно назвать главным в этом году, вопрос во многом субъективный. Если опираться на критерий кассовых сборов, лидером оказался "Высоцкий. Спасибо, что живой".
Именно ему, используя маркетинговые ходы и неугасающий интерес зрителей к Владимиру Высоцкому, удалось обогнать в прокате другие фильмы, и собрать за неполный месяц $26,8 млн. Это наивысший результат для отечественной картины в посткризисный период.
В остальном российские фильмы, рассчитанные на массового зрителя, в прокате в основном не окупались, за исключением первой части "Елок". Не помог в этом ни переход на единую систему электронных билетов – для прозрачности кинопроката, ни предварительная экспертиза Фонда Кино, распределяющая госсредства среди 8 студий-мэйджеров.
Впрочем, Фонд Кино обещает подкорректировать систему выделения средств в следующем году. Окажется ли новая система эффективной или же нет, покажет время.